Магия, волшебство… как много в этом слове… Скажу честно я поклонник Магии. Если бы я родился в мире, где Она есть, то хотел бы стать Магом. Отчасти именно поэтому я играю в RPG. Хочется иногда почувствовать себя Героем, гасящим и зажигающим звёзды. Но, увы это только сказка, которая оживает в моём воображении. Печально. Так вот, речь пойдет о двух принципиально разных магических системах, используемых в CRPG.
Начнем, пожалуй, с довольно удачной попытки SSI перенести настольную ролевую игру на PC. Игр по AD&D; SSI выпустила множество, и они завоевали заслуженную популярность, позже эстафету приняла Black Isle и тоже преуспела. Но это вы и без меня прекрасно знаете. В двух словах, магия в компьютерном варианте AD&D; выглядит следующим образом. Что бы наколдовать простейшую Magic Missile, магу нужно знать сам spell (предварительно выучив его из свитка), а затем «взвести» его, т.е. запомнить в книжный слот. Количество этих слотов повышается от уровня к уровню. Вот и всё, куда уж проще.
В большинстве CRPG, spell casting основан на мане. Принцип следующий: есть некоторое количество маны (или spell points) и различные заклинания, которые эти самые spell points используют. В различных объемах, в зависимости от крутости заклинания. Ложкой дегтя, в этой бочке являются различные средства для быстрого повышения маны. Бутылочки, кристаллы разные, да мало ли чего… Злейшие враги баланса, между прочим Мне лично, сколько играю, до сих пор непонятно как можно вылечиться или чего-нибудь повысить, отпив из бутылочки. Имея маны побольше да бутылочек, маг уже на первых уровнях становиться убийцей профессионалом. Используя обычно, один и тот же спелл.
Отличительной особенностью этой магической системы является наличие различных «стихийных» сфер. В большинстве таких RPG присутствуют Школы Огня, Воздуха, Воды и Земли. Такой подход заметно упрощает генерацию персонажа, навряд ли кому-то придёт в голову запихнут лечащие заклинания в сферу Огня. Геймер, взглянув на название сферы, сразу понимает «что и для чего». К сожалению, этого нельзя сказать про AD&D;, человеку «со стороны» трудновато будет разобраться, чем Иллюзионист от Инвокера отличается, и кого лучше взять. Всё это с опытом приходит. А у новичка его нет по определению.
Я думаю, никто отрицать не будет, что магия в настольном AD&D; одна из тех «фишек», благодаря которым эта система стала столь популярна. Покупая настольную игру, человек понимает, что просто так, «от балды» играть, не получится, нужно мануал прочитать, с правилами знакомиться. А мануал к AD&D; это скажу я вам… от книги настоящей мало чем отличается. Описание магии там соответствующие, комбинация трёх-четырёх спеллов для AD&D; это норма. Для настолки это великолепно, но не для PC. Почему-то мануалы и прочие ReadMe читать не принято, отсюда и кажущаяся запутанность магической системы. Просто надо сесть и разобраться, а не кричать попусту.
Количество и изощрённость спеллов того же Baldurs Gate, не идёт ни в какое сравнение с магией НЕ AD&D; игр. Но, эта самая изощренность не шибко упростила перенос AD&D; на PC. Заклинания то они перенесли, тут ума особого не надо. Всё уже придумано было и много раз испробовано. Вот в этом-то «испробовано» вся проблема и зарыта. Испробовано оно в настольных ролевухах, а для компьютерных всю систему менять надо, в том числе и магическую. Реализовать все тонкости настольной игры на компьютере просто невозможно.
Настоящего DM компьютер никогда не заменит. Ну и получилось, ни то ни сё. Т.е. если человек, доселе в CRPG не играющий запустит сначала тот же M&M;, а затем BG, то почти наверняка первое предпочтёт второму (если, только, он в настолки предварительно не играл). Аргументируя свой выбор чем-нибудь типа, «Громоздко, неудобно, непонятно» (при том, что BG одна из самых «опопсованных» AD&D; игр). И всё это не только для магии характерно.
В итоге, мы имеем что имеем. Две системы, два разных подхода к магии. Первая простая, но скучная; вторая сложная, зато интересная. ИМХО очень глупо рассуждать о том, что rulezz,а что must die. Скажу лишь,что обе системы имеют право на существование. Как говориться, «make you choice». Для человека непосвященного, поначалу играть в AD&D; на ПК будет непросто. Но РПГ, вообще такой жанр, в котором людям без солидного терпения и упорства делать нечего…